Три альбома: Caiti Baker, Фивы и Fall Out Boy

Эти три альбома – очень разные. Скажу больше – они на полярных друг от друга сторонах: R&B с элементами госпела от австралийки Кейти Бейкер; метафорическое, призрачное путешествие в параллельную реальность от питерской группы «Фивы»; и седьмой студийный альбом культовых американских поп-панк-рокеров.

 

Caiti Baker – «Zinc»Caiti Baker – «Zinc»

«Zinc» – дебютный сольный альбом австралийской вокалистки и автора песен Кейти Бейкер. Несмотря на то что это её первая пластинка, музыкального опыта у Бейкер хватает: она является второй половиной электро-соул дуэта «Sietta», бэк-вокалисткой популярного австралийского хип-хоп дуэта «A. B. Original», да и вообще, что называется, выросла, окружённая музыкой. Благодаря её отцу – блюзовому музыканту – Кейти полюбила новаторское звучание и была просто одержима хип-хопом, R&B, свингбитом и нео-соулом, а уже в двенадцать лет начала писать собственные тексты и музыку. И весь этот бэкграунд, без каких-либо исключений, вошёл в лонгплей «Zinc».

 

Единственное словосочетание, подходящее под описание альбома – «альтернативная музыка». Причём, такое определение вбирает в себя альтернативу многому: джазу, соулу, попу. Помня о прошлых музыкальных опытах, в «Zinc» логично звучат интерпретации R&B и электро-соула: ритмичные мелодии трубы, саксофона и контрабаса разбавлены лёгкими электронными битами, оставляя первый план инструментам. А вот от хип-хопа здесь почти ничего нет – единственная композиция, отдалённо напоминающая жанр, – «I Got You», да и та, скорее, певучий, озорной речитатив под чёткий бит с теми же инструментальными партиями, но уже на фоне. «Zinc» – некий симбиоз жанров, объёдинённых под одной концепцией. «Мой альбом –  это реальное отражение того, что я чувствую и некий поиск собственной личности. Возможно, это хип-хоп альбом, возможно соул. Эта пластинка истинна и вы можете выбрать любое определение на ваш вкус, ведь суть остаётся неизменной – это МОЙ альбом», – так говорит сама Кейти про свой дебют.

Если использование музыкального бэкграунда очевидно, то услышать мотивы американского кантри («Over the Horizon») и госпела («Different Outro») здесь слишком неожиданно. Однако и они в «Zinc», конечно, не в чистом жанре. Это лишь нотки, едва уловимые звуки, которые прекрасно накладываются на основной жанровый микс, работая на исключительный вокал Бейкер. Гитарные переборы в духе классического рока («Thursday») и кантри-музыки оттеняют основное звучание контрабаса и саксофона, а хор на бэк-вокале подчёркивает выразительный голос певицы. Кейти поёт как раз о том самом поиске собственного «Я», иногда сравнивая себя с волчонком, иногда с мечтательницей. Но эти лирические и поэтичные тексты рассказывают только о ней, о её истории. Так что найти, скажем, любовный подтекст в строчках практически невозможно.

Сперва вокалистка выпустила альбом из одиннадцати треков, чуть позже добавив ещё две композиции в конце пластинки. Альбом по ходу прослушивания развивается очень плавно и последовательно – мелодичные композиции сменяют более ритмичные, а те, в свою очередь разбавлены гармоничными, тихими паузами, вроде той же «Different Outro». Но, добавив два новых трека, Кейти по-настоящему завершила этот альбом. Получилось, что «Wolf», «Heavy On My Heart» и «Make Your Own Mistakes» – своего рода мостик между ритмом, гармонией и аритмичной музыкой в духе позднего Колтрейна. От этих головокружительных звуков, альбом снова возвращается к привычной форме – первая композиция «Believer» – некая исповедь в стиле соул. Поэтому этот каскад, кажется, можно слушать бесконечно, каждый раз улавливая новые музыкальные эксперименты Бейкер.

 

Фивы – «Оста»Фивы – «Оста»

Петербургский экспериментальный арт-проект «Фивы» совмещает в себе музыку и её визуализацию. Для Евгении Резунковой и Святослава Бояринцева, кажется, нет никаких границ, кроме очерченной линии Сайма. Что такое Сайм, рассказать не берусь, поэтому воспользуюсь цитатой Евгении из интервью для АфишаDaily: «Сайм — это и дух, и параллельная действительность, Сайм может быть даже конкретным местом, но все это сильно связано с нашим миром. Он присутствовал рядом со мной с детства. Но в какой-то момент он явно открылся — и дальше начались исследования Сайма». Исходить из этой идеи, концепции, если угодно, обязательно, поскольку только так появится понимание музыки группы «Фивы».

 

Евгения Резункова становится жрицей Сайма, его рукой, транслирующей волю мистического места, его проекцией в наш, вполне осязаемый, мир. «Оста» – второй альбом группы и он намного мрачнее предыдущего EP «Сайм». Опять же, объяснение такому развитию предельно простое – следите за глубокой идеей группы. «Оста — это одна из восьми ветвей Сайма. Это самое низкое, самое беспорядочное и жуткое его ответвление. Я уже очень явно ощущаю, что время блужданий в Оста заканчивается, заменяется чем-то новым с совершенно другим состоянием», – говорит Евгения Резункова. Постапокалиптическим мрак готовится рассеяться, а реальность изменится.

С идей (самое сложное) разобрались, теперь про саму музыку (чуть менее сложное). «Фивы» создают образы и метафоры из обыкновенных, земных средств: гитары, синтезатора, драм-машины. Однако описать жанр очень сложно. Многие характеризуют «Фивы» как синти-поп-рок группу, некоторые называют их музыку эклектичной электроникой. И все эти характеристики не лишены истины. Важно другое: само звучание «Фив». Глубокий, вымеренный саунд, проникающий прямо в подкорку, подводит тебя сначала к краю этого мира, а потом толкает в Сайм, где тебе суждено на какое-то время раствориться. Это погружение сопровождается таким же глубоким, низким вокалом Евгении, которая, кажется, даже не поёт, а нараспев читает гимны, мантры, обращаясь то к Сайму, то к только что покинутой тобой реальности.

Тексты этих гимнов одновременно и пространственны, и реальны. Ассоциации приходят конкретные и мгновенно. Ты слышишь, видишь, воображаешь тропинку, лестницу до месяца, тени, врата, город, но не видишь ничего вокруг. Всё остальное покрыто туманом, через который, возможно, и пробиваться не стоит. «Оста» – коварна и мрачна, она способна испугать или внушить недобрые мысли. Однако метафоры, используемые Резунковой, поэтичны и прекрасны: взять хоть строчку «конь зубастый небо гложет, миллиарды острых звёзд».

В музыке группы мелодии инструментов смешиваются с посторонними, но никогда не лишними звуками. Элементы эмбиента здесь рождают необходимый эффект дополненной реальности. Да, место другое, но искры разгорающегося огня или падающие капли воды звучат в Сайме также, как и здесь. Иначе, кажется, Там можно потеряться и не найти дорогу домой, поэтому «Фивы» и оставляют хлебные крошки из звуков, чтобы по ним выбраться из омута бесконечных мистерий и обрядов во имя Духа.

Мне кажется, что говорить о «Фивах», как о, пусть и самобытном, но музыкальном проекте невозможно. Поскольку их музыка рождена образом, воспевает образы и в них же растворяется. «Оста» требует максимального внимания и вдумчивого прослушивания, чтобы услышать всё то, что передаёт в этот мир Сайм. И становится не важно, с какой помощью это создано: голос, бит, инструменты, потому что это не разбивается на отдельные составляющие, а приобретает статус метаформы, чего-то совсем эфемерного. В этом вся суть этой музыки, в этом её красота.

 

Fall Out Boy – «M A N  I  A»Fall Out Boy – «M A N  I  A»

Группа, которой, на минуточку, семнадцать лет (!), если считать четыре года перерыва в карьере, до сих пор достойно выдерживает пристальное внимание к своему творчеству не только прессы, но и всей музыкальной индустрии. После «перезапуска» в 2013 году, они триумфально вернулись на сцену, а выпущенной в 2015 году пластинкой «American Beauty/American Psycho», не менее триумфально подтвердили статус культовой группы нашего времени. Однако седьмой студийный альбом «Mania», по мнению многих музыкальных изданий, – наименее удачная пластинка за всё время существования группы.

 

Релиз альбома был передвинут с сентября прошлого года на январь 2018 из-за того, что «запись слишком сырая», как сказал вокалист группы Патрик Стамп. Кроме этого им пришлось перезаписывать стартовую композицию «Young and Menace», так она оказалась плоха в первом варианте. Эту же песню американский журнал Forbes назвал «худшим треком в их карьере». Но, честно, всё не так уж и плохо. Fall Out Boy предприняли смелую попытку отойти от привычного им поп-панка и поэкспериментировать с модной сейчас электроникой. В итоге композиция получилась неким референсом в сторону Бритни Спирс, скроенным по привычным канонам жанра – громкий, будоражащий, запоминающийся припев и тихие куплеты, напоминающие проигрыши. Песня типичная – да, провальная – не думаю. В качестве дебюта её засчитать можно и нужно.

В остальном, пластинка абсолютно в духе Fall Out Boy. Драйвовые ритмы, кричащий вокал, барабанное и гитарное соло – всё это редко выходит за сложившиеся представление о музыке группы. Они аккуратными шагами, методом проб и ошибок, ищут новое для себя звучание. Пытаясь переосмыслить собственное творчество, не поддаваясь рефлексии, Fall Out Boy добавляют в свою музыку немного свинга, уже упомянутую электронику и, как ни странно, регги. Трек «Sunshine Riptide», записанный вместе с нигерийским дэнсхолл-исполнителем Burna Boy – одна из лучших композиций альбома просто потому, что этот эксперимент более чем удачный. Тонкий ритм регги, смешанный со звучанием синтезатора и короткой партией гитары делает эту песню как раз тем, к чему стремится группа – абсолютно не похожей на то, что они когда-либо делали.

Половина альбома была выпущена в качестве синглов, поэтому пластинке не хватает некой стройности. Если воспринимать её как сборник отдельных песен, не связанных между собой никакой идеей, то тогда всё срабатывает, мол «вот это наш новый материал». Но «Mania» позиционируется как новый альбом, в чём сама же себе и проигрывает. По отдельности каждый трек – отличное продолжение творчества Fall Out Boy, свежий взгляд на панк-рок, в котором они себя и без того уверенно чувствуют. Однако получается, что в альбоме всё хорошо, кроме того, что альбом, как таковой, не состоялся. Возможно, ещё одной проблемой восприятия пластинки становится порядок композиций: «Mania» практически чисто разделена на драйв и мелодичность, где вторая часть намного слабее первой. И вместо правильно расставленных пауз на протяжении всего альбома, кажется, будто группа бодро начала и плоховато закончила. Так что в итоге, «Mania» стоит слушать без оглядки на её статус «нового альбома». Это больше походит на плейлист крутых треков, собранных под броским названием и симпатичной обложкой.