Чудесный мальчик

Новый фильм Стивена Чбоски «Чудо» нарочито правильный, добрый и, наверное, даже слишком пушистый, что, впрочем, не умаляет его достоинств. Да, нравоучительная история больше походит на сказку. Но в последнее время такое кино встретишь нечасто, а иногда оно просто жизненно необходимо. И не для того, чтобы ещё раз поверить в добро. Скорее, чтобы в очередной раз удостовериться, что это самое добро вообще ещё существует.  

Главный герой ленты «Чудо» – Август, или Огги Пулман (Джейкоб Тремблей) – десятилетний мальчик, который большую часть жизни провёл дома, окружённый любовью и заботой родителей (Джулия Робертс и Оуэн Уилсон). Если он и выбирался из этого уютного мира, то только в мир больничный, где его ждала очередная операция: у Огги с рождения челюстно-лицевой дизостоз. Множество операций нужны ему даже не для того, чтобы выглядеть нормальным, а просто, чтобы жить: видеть, слышать, дышать и говорить. Огги – смышлённый мальчик, которому не чужд дух изобретательности:  благодаря маме и её системе домашнего обучения, он делает первые блестящие шаги в изучении естествознания. Он такой же весёлый и любознательный, как другие дети. Его главной мечтой всегда был полёт в космос, а любимым праздником Хэллоуин, единственный день, когда он чувствует себя обычным, наряжаясь в костюм. Правда, иногда Огги не снимает шлем от скафандра даже дома, пытаясь скрыть свою внешность. Но наступает момент, когда его маленький мир подвергается испытанию: родители решают, что он должен отправиться в школу.

Стивен Чбоски после громкого успеха сначала романа «Хорошо быть тихоней», а затем и его экранизации, снова исследует едва уловимую тему добра. Можно даже сказать, что он эту тему берёт на вооружение и по-настоящему на ней настаивает. «Чудо» – это не просто история о добре, которое борется со злом, которого как такового в картине нет, а это рассказ о такой, знаете, мирской добродетели. Есть мальчик, которому не повезло родиться с заболеванием. И есть мир, который иногда его принимает, а иногда нет, чаще – первое. Но взаимоотношения Огги с этим миром более, чем настоящие и реальные: сколько детей сталкиваются с трудностями адаптации? Десятки, сотни, тысячи, если не миллионы. Кто-то не справляется, а кто-то, как и главный герой фильма «Чудо», готов идти только вперёд, не забыв окунуться в почти беззаботное детство.

Роман «Чудо» Р. Дж. Паласио был опубликован в 2012 году и сразу попал во все списки бестселлеров, что вполне себе явление очевидное. Однажды Ракель Паласио, гуляя с сыном по супермаркету, столкнулась с ребёнком с челюстно-лицевым дизостозом и очень сконфузилась, не зная как объяснить своему сыну, что с этим мальчиком не так. Она не нашла ничего лучше, как уйти в другую часть торгового центра, не отвечая на вопросы сына. Но больше думать ни о чём, кроме собственной неправильной реакции, она не могла. И написала роман, где ситуации, в которые попадает Огги, намного жёстче, чем в несколько прилизанной версии Чбоски.

Однако «Чудо» не лишён драмы. Чбоски не нагнетает, а лишь лёгким прикосновением касается узелков конфликтов, которые как-то сами собой развязываются. И драматическим лейтмотивом здесь становится жертвенность. Мама, прекрасно воплощённая Джулией Робертс, пожертвовала своей карьерой и диссертацией, чтобы посвятить всё свое время Огги. Его старшая сестра Оливия (Изабела Видович), которой в пору было бы бунтовать из-за недостатка внимания родителей, всё понимает, ни на чём не настаивает и вместе с родителями бросает все силы на то, чтобы Огги справился со школьной жизнью. И, несмотря на то что в фокусе персонаж Джейкоба Тремблей, Оливия в какой-то момент оказывается в центре всего зрительского внимания. Девушка чувствует себя одинокой: планета родителей крутится во вселенной Огги, да и друзей, как таковых, нет. Но она способна справиться со всем сама, разве что помочь ей нужно самую малость. И, кажется, что «чудом» в фильме можно назвать не только Огги.

Вообще этому мальчику можно позавидовать. Огги очень чуткий, эмоциональный, но рассудительный. Именно его пытливый ум и замечательное чувство юмора выделяют его из остальных. Учителя им гордятся, а некоторые дети даже начинают мечтать с ним подружиться. Джек (Ноа Джуп) – один из первых мальчишек, к которому Огги искренне привязался. Но и самые милые дети иногда бывают жестоки. Противников у Огги хватает – Джулиан (Брайс Гейзар) и ещё парочка «крутых» ребят, среди которых ненадолго оказывается и Джек. Они вроде и не обижают, но подколоть по поводу его внешнего вида не забывают. Но Пулман так просто на провокации не поддаётся. И история, со всеми этими детскими противоречиями (что хорошо, честно и правильно, а что нет), плавно движется в сторону хэппи-энда, где, естественно, побеждает добро и дружба.

Детский актёрский состав на удивление справляется не хуже взрослых. Джейкобу Тремблей, оказавшемуся под несколькими слоями грима, мимика похоже вообще не нужна. После более чем блестящей «Комнаты» Леонарда Абрахамсона, здесь он ещё раз доказывает, что даже одиннадцатилетний мальчик способен отыгрывать своего персонажа одними глазами (ну чем не «чудо»). Ноа Джуп, у которого недавно состоялась ещё одна премьера – «Субурбикон» Джорджа Клуни – выглядит очень уверенно и, поверьте, за этим мальчиком может оказаться голливудское будущее. Главное, чтобы оба не свернули на скользкую дорожку очередной подростковой франшизы.

«Чудо» – местами слишком чистое кино, способное растрогать, а местами – серьёзное рассуждение десятилетнего мальчика о том, какой он, тот самый окружающий мир. Но в общем и целом – это хорошее кино, способное если не научить, то напомнить о важной заповеди – не суди книгу по обложке (а человека по лицу). Стивен Чбоски уже во второй раз порционно отгружает доброту. И если кому-то может показаться, что это чересчур и вообще скучно, то вспомните, когда вы последний раз видели настолько настоящее, хоть и пушистое кино? Пока половина критиков спорит, «Чудо» выводит совершенно очевидную мораль: главное, что бы не происходило, стоит выбрать доброту. А зритель, утирая крохотную слезинку во время титров, кажется, с таким счастливым финалом согласен.